Глоссарий процессного управления
ABC (Activity Based Costing) - калькулирование по операциям, функционально-стоимостной анализ.
AS-IS модель - модель "как есть", модель существующего состояния организации.
BAM (Business Activity Monitoring) - мониторинг бизнес-процессов.
BPEL (Business Process Execution Languge) - стандарт проектирования и исполнения бизнес-процессов. Первый вариант BPEL появился в 2003 году.
BPM/BPMS (Business Process Management System/Solution) - одна из современных управленческих методик включающая в себя совокупность идеологии и программного обеспечения управления бизнес-процессами.
BPMN (Business Process Modeling Notation) - нотация, разработанная организацией Business Process Management Initiative (BPMI).
CASE-технологии — инструментальные средства, используемые при проектировании систем.
CPI (Continuous Process Improvement) - методология управления процессами, в основе которой лежит идея непрерывного усовершенствования процесса
EFQM-модель – модель делового совершенства от Европейского фонда менеджмента качества (EFQM).
KPI (Key performance indicator) - это ключевые показатели эффективности работы предприятия.
PDCA (Plan-Do-Check-Act) — цикл организационного управления, или Цикл Деминга-Шухарта.
PQM (Process Quality Management) - подход к управлению процессами, заключающийся в формировании бизнес-процессов исходя из миссии компании.
SOA (Service Oriented Architecture) - концепция сервис-ориентированной архитектуры, предназначенная для решения вопросов интеграции информационной инфраструктуры компании за счет построения архитектуры, позволяющей интегрировать с максимальной гибкостью разнородные приложения.
TO-BE модель - модель "как должно быть".
Workflow — это система обеспечения выполнения задач, поставленных перед исполнителями в рамках процессного управления.
Автоматизация бизнес-процессов - реализация системы управления бизнес-процессами с помощью информационных технологий.
Асинхронный процесс – процесс, в котором операция не требует отклика от другой операции для своего выполнения.
Атрибут бизнес-процесса – критерий, наличие которого определяет уровень зрелости процесса.
Бизнес-единица - отдельная организационно и юридически оформленная активная структура бизнеса.
Бизнес-инжиниринг - это технологии управления, основанные на построении модели предприятия (организационной структуры предприятия и существующих бизнес-процессов) во взаимодействии с моделью внешней среды.
Бизнес-моделирование - деятельность по выявлению и описанию (формализации) существующих бизнес-процессов, проведение анализа процессов, а также проектирование (построение модели) новых бизнес-процессов.
Бизнес-система — связанное и полное множество бизнес-процессов, реализуемых в рамках одной организационно оформленной бизнес-единицы при достижении её целей.
Вариативность процесса – характеристика процесса, определяющая степень его склонности к отклонениям от предопределенного протекания.
Владелец процесса - пользователь информационной системы, имеющий доступ ко всем объектам в рамках данного бизнес-процесса и контролирующий качество выполнения процесса.
Вход процесса - объект бизнес-процесса (функция, операция, совокупность элементов), взаимодействующий с внешними бизнес-процессами и получающий от них информацию/материальные ресурсы, необходимые для выполнения бизнес-процесса.
Входные данные процесса - см. Вход бизнес-процесса.
Выход процесса - результат (продукт) процесса.
Выходные данные процесса - см. Выход процесса.
Границы процесса - точки, определяющие начало и конец процесса, а также точки соприкосновения с другими процессами.
Графическая нотация — это набор символов и правил их взаимодействия, используемых для визуального представления бизнес-процесса.
Декомпозиция - метод, заменяющий решение одной большой задачи решением ряда меньших задач.
Дерево бизнес-процессов - иерархически упорядоченная совокупность бизнес-процессов.
Дерево функций - иерархическая модель видов деятельности предприятия, обеспечивающих достижение дерева целей.
Дерево целей — структурированная совокупность целей экономической системы, программы или плана.
Жизненный цикл процесса - последовательность стадий и фаз, определяющих динамику реализации и развития процесса.
Запуск процесса - инициация конкретного процесса на выполнение в системах автоматизации деловых процессов.
Зрелость процесса - это степень, в которой конкретный процесс удовлетворяет требованиям определенности, управляемости, измеримости, контролируемости и результативности.
Издержки бизнес-процесса - временные, материальные и финансовые затраты, связанные с обеспечением и поддержанием бизнес-процесса.
Интеграция - подход к построению информационной инфраструктуры предприятия, в рамках которого предусматривается взаимодействие различных приложений и классов систем, для образования единого информационного контура компании.
Исполнитель процесса - должностное лицо, ответственное за выполнение одной или нескольких операций или функций бизнес-процесса (к примеру менеджер, сотрудник архива, директор).
Качество продукции - совокупность свойств продукции, обусловливающих ее способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Команда процесса — выделенная группа сотрудников, ответственная за исполнение процесса.
Критические факторы успеха (КФУ) — стратегические задачи и результаты деятельности, к которым компания должна стремиться для повышения своей конкурентоспособности и достижения успеха на рынке.
Маршрут - последовательность прохождения работ по исполнителям с указанием сроков выполнения заданий.
Маршрутизация — перемещение документов и заданий на рабочее место исполнителя согласно маршруту, определенному инициатором процесса.
Масштабируемость — способность информационной системы адаптироваться к резкому изменению показателей задач и повышению требований (например, увеличение объемов данных, числа пользователей и т.д.).
Матрица ответственности за процесс - матрица описывающая ролевое распределение по операциям процесса.
Матричная структура управления — организационная структура управления, основанная на принципе двойного подчинения исполнителей.
Методология бизнес-инжиниринга — система принципов обеспечения максимально эффективных бизнес-процессов и постоянной адаптации бизнес-процессов к условиям внешней среды.
Методология моделирования бизнес-процессов — совокупность методов и принципов построения моделей бизнес-процессов.
Методология описания бизнес-процессов — система принципов и стандартов составления схемы существующих бизнес-процессов компании.
Миссия предприятия - это основная цель предприятия, выраженная в виде единого документа.
Модель бизнес-процесса - графическое описание бизнес-процесса, формализованное по специальной методике и выраженное согласно определенной нотации бизнес-процесса.
Модель бизнеса - совокупность способов ведения бизнеса в компании (ее структуру, продукцию, способы доставки и обслуживания товаров, повышение рыночной стоимости), правил ведения этого бизнеса, лежащих в основе стратегии компании, а также критериев определения деловых показателей.
Нотации семейства ARIS - расширенная нотация описания цепочки процесса, управляемого событиями.
Нотации семейства IDEF - совокупность нотаций проектирования IDEF (Integrated DEFinition), разработаная в США в начале 1980-х годов по программе Integrated Computer-Aided Manufacturing.
Нотация DFD - DFD-диаграмма (Data Flow Diagram).
Нотация бизнес-процесса - это набор условных обозначений и правил их применения, используемый для визуального представления бизнес-процесса.
Обеспечивающие процессы - см. Вспомогательные процессы.
Операция бизнес-процесса — элементарное действие, выполняемое в рамках рассматриваемого бизнес-процесса (в качестве операции может выступать, например, подготовка письма, замена оборудования, оплата счета).
Описание бизнес-процесса — текстовое, табличное или графическое представление схемы бизнес-процесса.
Оптимизация бизнес-процессов — частичное совершенствование существующих бизнес-процессов организации, которое происходит путем избавления от явных недостатков, таких как информационные петли, дублирование функций и т.п.
Организационная структура (оргструктура, organizational structure) - иерархическая модель связей и отношений элементов внутри организации.
Оркестровка - построение управления и реализации бизнес-процессов на основе сервисов.
Показатели эффективности процесса предназначены для количественного измерения эффективности деятельности предприятия.
Поставщик процесса — субъект, который предоставляет ресурсы (входы) для бизнес-процесса.
Поток процесса — последовательность выполнения операций процесса, причем, в терминах процессного подхода, взаимодействие между этими операциями, с определенной долей приближения, должно быть непрерывным.
Потребитель процесса — субъект, использующий выходы бизнес-процесса.
Процесс - см. Бизнес-процесс.
Процессная безопасность - идеология, реализующая защиту данных от умышленных и неумышленных изменений в ходе выполнения процесса, грозящих нарушению целостности и истинности данных.
Процессное моделирование - описание деятельности предприятия в виде бизнес-процессов, непрерывных взаимосвязанных функций.
Процессный бенчмаркинг – поиск лучшего опыта.
Процессный подход - подход, определяющий рассмотрение деятельности любой компании как сети бизнес-процессов, связанных с целями и миссией этой компании.
Рабочая группа - группа пользователей, которым адресуется одна или несколько задач в рамках данного бизнес-процесса.
Разрыв в бизнес-процессе – разновидность узких мест процесса, соответствующих ситуации, когда вход или выход бизнес-процесса не являются необходимыми или соответствующими выходам/входам других процессов, или являются, но со значительными задержками и простоями.
Регламент бизнес-процесса - нормативно-методический документ, описывающий последовательность операций бизнес-процесса и порядок взаимодействия исполнителей этих операций.
Реинжиниринг бизнес-процессов — фундаментальное переосмысление и радикальное переконструирование бизнес-процессов для достижения максимального эффекта производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности.
Ресурсы бизнес-процесса - перечень объектов, потребляемых в ходе выполнения бизнес-процесса и необходимых для получения конечного результата процесса.
Референтная модель бизнес-процесса - модель эталонного бизнес-процесса для предприятий конкретных отраслей промышленности.
Ролевая концепция - подход к управлению процессами, в рамках которого определяется набор ролей как совокупности выполняемых функций, полномочий и ответственности, причем данные характеристики определяются для каждой из ролей.
Сеть бизнес-процессов – совокупность взаимосвязанных между собой бизнес-процессов, включающих все основные операции (функции), которые выполняются в подразделениях данной организации.
Синхронный процесс – процесс, в котором операция требует отклика для продолжения выполнения.
Система автоматизации деловых процессов (САДП) - это класс программных продуктов, автоматизирующих описание и выполнение произвольных бизнес-процессов (полностью или частично), при этом документы, информация, задания передаются для выполнения необходимых действий от одного участника процесса к другому в соответствии с заданными правилами.
Система менеджмента качества - область менеджмента, встроенная в общую систему управления, предназначенная для формирования политики в области качества и достижения поставленных целей.
Система Сбалансированных Показателей (ССП, Balansed Scorecard, BSC) — управленческая методика, нацеленная на перевод стратегических целей компании в конкретные мероприятия и оценку их результатов с помощью KPI.
Системный подход – подход к изучению объекта.
Событие - внешнее, не контролируемое в рамках процесса действие, произошедшее с объектом.
Статистический контроль процессов (Statistical Process Control, SPC) - метод контроля качества продукта за счет качества процесса.
Точка контроля — работа, контролирующая соответствие результатов операции требованиям.
Узкие места процесса - операции и связи, снижающие эффективность процесса, увеличивая его трудоемкость и стоимость.
Участник бизнес-процесса — сотрудники, отделы, подразделения и организации, взаимодействующие в ходе выполнения процесса.
Функция - действие, выполняемое над исходным объектом (информационным, финансовым, материальным) с целью получения результата.
Цель предприятия - это категория стратегического управления предприятием.
Цикл Деминга-Шухарта — цикл организационного управления, или PDCA (Plan-Do-Check-Act).
Шаблон бизнес-процесса - готовая модель типового бизнес-процесса.
Шесть Сигма – методика настройки процессов, с помощью которой минимизируют их дефекты по уровню 6σ (среднеквадратических отклонения).