Система менеджмента качества
Менеджмент качества - область менеджмента, встроенная в общую систему управления, предназначенная для формирования политики в области качества и достижения поставленных целей.
В рамках системы менеджмента качества, качество воспринимается как способность совокупности характеристик объекта удовлетворять поставленным требованиям.
Признается, что качество итоговой продукции определяется качеством процессов. Таким образом, менеджмент качества нацелен на обеспечение качества продукции через качество процессов.
Менеджмент качества основывается на процессном подходе и включает в себя 2 ключевых направления деятельности:
- описание процессов,
- менеджмент процессов (контроль, актуализация, совершенствование).
Модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе
Элементами стратегии качества являются:
- Ориентация на потребителя
- Лидерство руководителя
- Вовлеченность сотрудников
- Процессный подход
- Системный подход к менеджменту
- Непрерывное улучшение
- Обоснованность решений
- Взаимовыгодное отношение с поставщиками
Менеджмент качества является высоко стандартизированной областью управленческой деятельности, и существует ряд стандартов, описывающих требования к СМК, способной в итоге удовлетворять качество продукции через качество процессов. Наиболее популярными являются Стандарты семейства ISO - стандарты обеспечения качества. Данные стандарты являются одними из наиболее известных стандартов в области качества. Всего насчитывается более десятка тысяч стандартов, опубликованных с момента основания ISO (International Organization for Standardization) в 1946 году.
В настоящий момент широко применяются стандарты семейства ISO 9000:2000:
- ISO 9000: "Системы менеджмента качества - основы и словарь"
- ISO 9001: "Системы менеджмента качества. Требования"
- ISO 9004: "Системы менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению деятельности"
- ISO 19011: "Руководящие указания по проверке систем менеджмента качества"
Таким образом, стандарты ISO позволяют определить требования для построения системы менеджмента качества. Этапы внедрения СМК на основе ISO 9001:2000 можно представить следующим образом:
- Разработка политики в области качества
- Создание организационной структуры СМК
- Идентификация бизнес-процессов
- Документирование СМК
- Обеспечение функционирования СМК в соответствии с установленными требованиями
- Подготовка к сертификации СМК
К эффектам от внедрения системы менеджмента качества на основе стандартов можно отнести:
- повышение конкурентоспособности продукции
- возможность минимизировать риск отказа потребителей от продукции или ее возврата
- повышение престижа в глазах потребителей и общества
- получение выгодных заказов
- улучшение экономических показателей
- преимущество в тендерах на поставку продукции и услуг
- повышение эффективности внутреннего управления
- облегчение получения банковских кредитов