PDCA (Plan-Do-Check-Act)
PDCA (Plan-Do-Check-Act) — цикл организационного управления, или Цикл Деминга-Шухарта. Согласно этому циклу, управление должно циклически проходить по следующим стадиям: Планирование (проектирование) – Реализация (работа) - Контроль (Анализ) – Корректировка (регулировка).
На стадии планирования в цикле Деминга-Шухарта выявляются и анализируются проблемы, а также оцениваются возможности и проектируются необходимые изменения. На стадии реализации происходит воплощение запланированных изменений. На этапе контроля в PDCA оцениваются полученные результаты и строятся выводы, а на стадии корректировки принимается решение о повторении цикла с учетом внесенных поправок.
Существует также модификация PDCA, введенная Э. Демингом: цикл PDSA (Plan-Do-Study-Act).
Цикл PDCA тесно связан с менеджментом качества, где особенно важен контроль и оптимизация протекающих процессов. Модель Деминга-Шухарта приводится, в частности, в российских стандартах ГОСТ Р ИСО 9004-2001 и ГОСТ Р ИСО 9001-2001.
PDCA в явном виде реализует модель непрерывного улучшения процессов — описанная последовательность действий замыкается и образует цикл с тем, чтобы можно было добиться статистической стабильности процессов (см. вариативность процесса). В этом случае цикл Деминга-Шухарта может графически представляться следующим образом:
-
Вариант цикла PDCA
Вообще цикл PDCA получил широкое распространение в практической деятельности многих компаний. Модель PDCA может использоваться в рамках концепция "Шесть Сигм", довольно популярной в настоящее время.
Кроме того, цикл Деминга-Шухарта, в том или ином виде, применяется в многочисленных инструментах. Так, например, продукт "ПитерСофт: Управление процессами" на платформе 1С реализует данный метод, организуя управление процессами по циклу Проектирование - Выполнение - Анализ - Корректировка.