Система Сбалансированных Показателей (ССП, Balansed Scorecard, BSC)
Система Сбалансированных Показателей (ССП, Balansed Scorecard, BSC) — управленческая методика, нацеленная на перевод стратегических целей компании в конкретные мероприятия и оценку их результатов с помощью KPI. ССП представляет собой относительно новое направление стратегического менеджмента, основанное Дэвидом Нортоном, президентом фирмы Renaissance Solutions, и Робертом Капланом, профессором Harvard Business School, которые в начале 1990-х г.г. в ходе анализа компаний разработали модель оценки деятельности предприятия.
ССП пропагандирует идею о том, что успех бизнеса складывается не только из финансов, но и из нематериальных аспектов, таких как персонал, клиенты, процессы. Стандартная ССП предполагает формирование стратегических карт, которые представляют из себя цели, показатели и конкретные действия по их достижению, сгруппированные по четырем взаимосвязанным "перспективам" или "темам": финансы, клиенты, бизнес-процессы и обучение и развитие.
Четыре перспективы ССП
Система сбалансированных показателей основана на ряде принципов. Прежде всего, как показатели, так и цели должны быть измеримыми. Показатели не должны быть противоречивыми, и их следует выбирать ограниченное число. Кроме того, цели должны быть наглядно представлены с помощью системы стратегических карт и должны доводиться до всех уровней организации. И, наконец, базовый принцип ССП заключается в управлении только тем, что можно измерить. Это означает, что показатели достижимости целей должны быть измеримыми — лишь в этом случае поставленных целей можно достичь.
Система сбалансированных показателей состоит из следующих компонентов:
- Перспективы (финансы, клиенты, бизнес-процессы, обучение и развитие — направления в ССП, перечисленные выше),
- Стратегические цели (задают направления осуществления стратегий),
- Стратегические инициативы (направлены на достижение стратегических целей),
- Показатели (отражают степень того, насколько достигнуты цели),
- Целевые значения (задают уровень, которому должны соответствовать показатели из ССП),
- Причинно-следственные связи (задают цепочки стратегических целей в ССП).
В рамках процессного подхода ССП может вносить вклад в качестве определения степени влияния нефинансовых показателей, определения измерителей и KPI процессов и операций, продвижения идеологии стратегического целеполагания и отхода от функционально-ориентированных методов управления за счет усиленного внимания к причинно-следственным цепочкам.