Ценообразование в 1С:ERP

Ценообразование в 1С:ERP

Гибкое управление процессом ценообразования является необходимостью для многих коммерческих организаций, так как постоянно меняющиеся условия затрудняют расчет цен в документах продаж. Вследствие этого у компаний возникает острая потребность в автоматизации расчета и управления ценами. В таких случаях на помощь приходит типовой функционал 1С:ERP.

В системе 1С:ERP реализованы гибкие механизмы формирования цен, позволяющие автоматизировать и адаптировать процесс ценообразования под потребности бизнеса. В данной статье будут рассмотрены следующие аспекты:

  • Настройки системы для гибкого ценообразования;

  • Основные понятия;

  • Способы задания и виды цен;

  • Примеры создания документов «Установка цен номенклатуры» в системе;Скидки, наценки, а также условия их предоставления.

Настройки системы

Выполнение первоначальных настроек системы необходимо для использования функциональных возможностей. Благодаря различным опциям настроек можно включить использование множества видов цен, ценовых групп, ручных и автоматических скидок, бонусных программ и многое другое.

Основные понятия

Эффективное управление ценами в 1С:ERP основывается на использовании различных инструментов, которые позволяют гибко настраивать правила ценообразования в зависимости от бизнес-процессов компании. Рассмотрим основные понятия, применяемые в системе.

Вид цены в 1С:ERP — это классификатор, определяющий назначение и правила формирования цен для товаров и услуг. Он задает, каким образом рассчитывается цена и в каких случаях она используется.

Ценовые группы — это инструмент для управления ценами на товары и услуги в зависимости от различных условий. Позволяет более гибко использовать имеющийся функционал и не «плодить» виды цен в системе. Также уточняется при создании скидок.

Прайс-лист в 1С:ERP — это документ, обработка или отчет, содержащий перечень товаров и услуг с указанными для них ценами, сформированными на основе выбранных видов цен и разрезов ведения цен.

Разрезы ведения цен в 1С:ERP — это параметры, которые позволяют детально управлять ценами в зависимости от выбранных настроек.

 В 1С:ERP существуют следующие настройки разрезов ведения цен:

  • По характеристикам или реквизитам характеристик;

  • По сериям или по реквизитам серий;

  • По упаковкам.


 Рис.1 – Настройки разрезов ведения цен

Способы задания и виды цен

Каждый элемент справочника имеет следующие параметры:

  • Статус;

  • Предназначение;

  • Валюта цены с возможностью корректировки по группам;

  • Способ расчёта;

  • Применимость;

  • Правила округления;

  • Условия пересчёта с корректировкой по группам.

Также в системе предусмотрены различные варианты отбора номенклатуры: на основании реквизитов, сегмента или характеристик. За пересчет цен при поступлении отвечает признак «Устанавливать цену по документам поставки».

Далее более подробно рассмотрим способы задания цен в 1С:ERP.

  • Ручное назначение - этот способ предполагает самостоятельное задание цены пользователем без применения автоматических расчетов.

  • Наценка на другой вид цен - формирование цены путем применения коэффициента или фиксированной наценки к уже существующему виду цены.

  • Наценка на цену поступления - цена рассчитывается на основе последней закупочной стоимости с применением заданной наценки.

  • Наценка на цену ввода остатков - цена устанавливается на основе стоимости остатков товаров, введенных в систему.

  • По себестоимости - цена рассчитывается исходя из себестоимости товара, которая может включать затраты на закупку, транспортировку, складирование и другие издержки.

  • По поставщикам - цена формируется на основе данных из прайс-листов поставщиков.

  • По конкурентам - цена устанавливается на основе цен конкурентов.

  • Произвольная формула от других видов цен - позволяет задавать цену на основе сложных математических выражений и комбинации нескольких цен.

  • Произвольный запрос к данным ИБ - формирование цены на основе SQL-запроса к информационной базе 1С. Необходимо запускать конфигурацию в режиме толстого клиента.

В форме списка документа 1С:ERP можно проверить, где применяются цены, уточнить их текущий статус, задать допустимый ценовой диапазон, просмотреть расписание автоматического обновления или выполнить фильтрацию по определенным параметрам.


Рис.2 – Виды цен

Примеры создания документов «Установка цен номенклатуры» в 1С:ERP

Для фиксирования цен предназначен документ «Установка цен номенклатуры». Данный документ выполняет следующие задачи:

  • Определяет новые цены на товары и услуги.

  • Фиксирует дату начала действия цен.

  • Позволяет устанавливать цены сразу для нескольких видов (оптовые, розничные, закупочные и т. д.).

  • Автоматически обновляет цены в зависимости от правил ценообразования.

  • Включает механизмы проверки допустимого ценового диапазона.

  • Сохраняет историю изменений цен для анализа.

В 1С:ERP существуют два способа создания документа «Установка цен номенклатуры»:

1.    Из рабочего места «Цены (прайс-лист)»;

2.    На основании документа приобретения товаров и услуг.

Из рабочего места «Цены (прайс-лист)» существует возможность установить цены как на определенную дату, так и на период. После установки даты необходимо осуществить отбор номенклатуры и видов цен. Также у пользователя есть возможность настроить сортировку и группировку для удобства работы с данными. Далее кнопка «Изменить цены» позволяет применить пересчет цены заданным способом.


Рис.3 – Прайс-лист

После расчета цен станет активной кнопка «Применить измененные цены». Данная команда создает документ установки цен и позволяет автоматически рассчитывать цены в документах продажи после указания вида цен.

Также в 1С:ERP есть возможность создания документа «Установка цен номенклатуры» на основании документа приобретения товаров и услуг. При этом в созданный документ автоматически переносится вся номенклатура с учетом серий, характеристик и упаковок (если это указано в настройках видов номенклатуры). Цены заполняются в соответствии с установленными признаками, включая зависимые цены. При необходимости можно внести корректировки и провести документ.

Скидки, наценки, а также условия их предоставления

Типовой функционал ценообразования в 1С:ERP включает в себя еще один мощный инструмент для автоматического расчета цен в заказах клиента, а именно – предоставление скидок или наценок в зависимости от выполненных условий. В системе 1С:ERP реализован гибкий механизм работы со скидками и наценками. Они могут быть как автоматическими, так и задаваться вручную.

При применении ручных скидок есть возможность настройки их ограничения по конкретным пользователям, а также по соглашениям.

Автоматические скидки рассчитываются на основании заданных условий и позволяют автоматизировать процесс их применения, что в свою очередь упрощает работу пользователя в системе. Скидки создаются и настраиваются в справочнике «Скидки (наценки)», который расположен в подсистеме «CRM и Маркетинг».

В 1С:ERP есть возможность создать следующие виды автоматических скидок:

  • Скидка (наценка) процентом - применяется как процентное значение от стоимости товара или общей суммы документа.

  • Скидка (наценка) суммой на документ - предоставление скидки (или наценки) в виде фиксированной суммы на весь документ.

  • Скидка (наценка) суммой для каждой строки - позволяет задать фиксированную сумму скидки или наценки для каждой позиции в документе.

  • Скидка количеством - предоставляется в виде бесплатных единиц товара при покупке определенного количества.

  • Подарок - выдача дополнительного товара бесплатно при выполнении определенных условий.

  • Специальная цена - задание фиксированной цены на товар, независимо от его стандартной стоимости.

  • Выдача сообщения - отображение уведомлений пользователю, например, при превышении лимита скидки.

  • Округление суммы документа - автоматическое округление итоговой суммы чека или счета до удобных значений.

 

Рассмотрим процесс создания скидки (наценки) процентом.

При выборе типа скидки открывается форма создания скидки с множеством реквизитов.

Форма создания скидки, вкладка «Основное»

Реквизит

Описание

Наименование

Название скидки. Позволяет идентифицировать скидку в системе. Пример: "Скидка 10% на розничные товары".

Группа совместного применения

Определяет, к какой группе относится скидка. Например, "Скидки при розничной". Позволяет управлять комбинациями скидок.

Способ применения

Определяет, как используется скидка:
•Скидка (наценка) – уменьшает или увеличивает цену.
•Начисление бонусных баллов – вместо скидки клиент получает бонусы.

Назначается

Определяет способ назначения скидки:
•Автоматически – скидка применяется без вмешательства пользователя.
•Вручную – скидка устанавливается кассиром или менеджером.

Тип скидки

Вид скидки, например, "Скидка (наценка) процентом". Варианты могут включать скидки фиксированной суммой, процентные скидки, специальные цены и т. д.

Размер скидки

Значение скидки в процентах или фиксированной сумме. Можно уточнить или задать расчетные правила по ценовым группам.

С учетом суммы примененных скидок

Если отмечено, скидка применяется после учета ранее предоставленных скидок

Предоставляется на


Определяет, на какие товары или услуги действует скидка.
•Без уточнений – применяется ко всей номенклатуре.
•Определенная категория товаров – можно задать конкретные товары или группы

Получатель

Определяет, кому предоставляется скидка.
Можно задать конкретных клиентов, группы контрагентов или сегменты покупателей.


Рис.4 – Скидки (наценки)

После заполнения всех необходимых реквизитов перейдем на вкладку «Условия предоставления». По кнопке «Добавить» отобразится весь список доступных условий.


Рис.5 – Условия предоставления скидки

Например, возможны следующие условия:

  • Общая сумма покупки должна быть не менее 2000 рублей, независимо от состава товаров.

  • Для конкретного товара (например, чай черный) скидка применяется, если в документе указано не менее 6 штук.

После того, как все условия будут заданы и указан получатель скидки, можно посмотреть, как механизм предоставления автоматических скидок (наценок) отрабатывает в системе.

Для этого создаем документ «Заказ покупателя», указываем товар на сумму меньше 2000 рублей и проводим его, однако ничего не происходит. Затем укажем товар на сумму больше 2000 рублей и проводим документ. Колонка «% авт» заполнится процентом скидки, также рассчитается колонка «Сумма авт».


Рис.6 – Автоматическое проставление скидки

В данной статье мы рассмотрели основной функционал типового ценообразования в 1С:ERP, который позволяет гибко управлять продажами в целом. 

Специалисты компании «ПитерСофт» помогут настроить работу с ценами в 1С:ERP с учетом потребностей Вашего предприятия. 

#DEMO_REQUEST_BPM_MODAL# #DEMO_REQUEST_UP_MODAL# #TRIAL_REQUEST_BPM_MODAL# #TRIAL_REQUEST_UP_MODAL# #REQUEST_PRODUCTS_MODAL# #REQUEST_SERVICES_MODAL# #REQUEST_PRICE_INFO_MODAL# #ORDER_PRODUCTS_MODAL# #QUESTION_MODAL# #FEEDBACK_MODAL# #RESUME_MODAL#